Ортодоксия или ортопраксия?
Ортодоксия (от греч.) – правильная вера, правильная доктрина. Ортопраксия (от греч.) – правильная практика, правильное действие.
На Западе люди привыкли, в основном, к одной-единственной точке зрения на религию, которую предлагает христианство. Христианство – это во всех смыслах ортодоксальная и ортопраксическая религия.
Другими словами, каждый аспект этой религии прописан достаточно строго: есть правила, как почитать Божественное, что при этом думать и чувствовать. Как следствие, обсуждение личных интерпретаций обряда и обмен мнениями о понимании Божественного не приветствуется и является привилегией тех, кто занимает высокое положение в церковной иерархии. Степень личной ответственности человека в мироздании обычно чётко определена, равно как и смысл нашего существования на планете. И это приводит к тому, что к большинству жизненных ситуаций люди подходят, руководствуясь дуалистическими соображениями: есть только хорошее и плохое, белое и чёрное. И никаких полутонов.
В Викке всё иначе, это исключительно ортопраксичное вероучение: то, как мы практикуем и работаем магически, определено, но личная интерпретация остаётся свободной от каких бы то ни было предписаний. Структура ритуалов чётко изложена на бумаге, но что эти ритуалы значат для верующих не определено никем. Частично поэтому книгу с ритуалами называют «Книга теней»: она содержит основу всех ритуалов – текст, но сам ритуал записать невозможно, так как это личный опыт. Очевидно, что личный опыт у разных людей будет разным и его попросту невозможно прописать.
Благодаря этой точке зрения, с самых первых дней в Ремесле я чувствовала себя «как дома». У меня еврейские корни, а иудаизм – весьма ортопраксичная религия. Порядок службы в синагоге определён и прописан, но при этом он свободно варьируется от общины к общине и с лёгкостью принимает местные традиции. Обсуждение Библии и прения с цадиками (мудрыми людьми) рассматриваются скорее как обязанность верующего, нежели как что-то неправильное или неуместное. Понятие учения[1], когда иудеи садятся обсудить священные тексты и подискутировать друг с другом о прочитанном – одна из важных основ нашей культуры. И никто в синагоге никогда вас не спросит, как вы воспринимаете Божественное, поскольку это ваше личное дело. Вообще, есть много благочестивых иудеев, которые на самом деле являются атеистами, но они практикуют иудаизм, чтобы чувствовать связь с предками и культурой своего народа. Именно поэтому мне легко совмещать иудейские практики с вероучением Викки, хотя я строго придерживаюсь правила не практиковать обе эти традиции одновременно.
Людям, которые только открывают для себя Викку, часто бывает сложно «переключиться». Я засиживалась допоздна со сбитыми с толку учениками, просто потому что не могла дать им «правильный» ответ. «А как именно Восемь Праздников связаны с Колесом Жизни, ведь все эти книги дают такие разные ответы?» «А какое всё-таки отношение Богиня Викки имеет к местным Богиням?» И на все эти вопросы был один ответ: «Ну, это как посмотреть… А как вы сами это видите?»
Иногда тот факт, что «правильных» ответов просто нет, ошибочно принимают за другой: в Викке можно абсолютно всё. Ничего подобного! Викка ортопраксична, а это значит, что существуют вполне определённые практики и вполне определённый способ магической работы. Например, если для инициации в Викку используется какой-то другой, нетрадиционный ритуал, то такое посвящение может быть сколь угодно эффективным и действительно иметь силу, вот только посвящением в Искусство Мудрых (the Wicca) оно не будет. Ортопраксия не подразумевает, что «сойдёт всё» или что каждый раз, когда вы проводите ритуал, его нужно упрощать или изменять как-то ещё.
Чтобы помочь моим ученикам, я привожу им самые разные точки зрения, которыми в течение многих лет со мной делились «коллеги» по Ремеслу. Я не в состоянии дать им один-единственный – правильный – ответ на всё, потому что такого ответа не существует. И начнём с того, что его в принципе не должно быть! Одним из наиважнейших навыков Жреца и Жрицы является умение находить свои собственные ответы на то, чего Боги и Жизнь ожидают от них. Есть только одно необходимое условие: эти ответы должны быть хорошо обдуманы и взвешены. Как Жречество мы только это и делаем: осознаём, что нужно предпринять в нашей собственной жизни, когда этим стоит делиться с другими, а когда нет, и как помочь людям прийти к собственному пониманию того, что именно им нужно в этой жизни. Ответы, которые они найдут для себя, могут показаться нам прямо противоположными, но при этом будут такими же истинными и ценными, как наши собственные для нас.
Иногда это действительно страшно – оказаться в мире, где нет правильного и неправильного, где нет чётких указаний, которые дают ощущение безопасности. Но ведь это одна из важных составляющих Викки – если не самая важная. И моё мнение таково, что люди, желающие посвящения в Ремесло, должны полностью разделять эту идею.
Понедельник, 28 января 2013
София Боанн
Из блога «Trailing the Well of Wisdom».
Перевод: Mandragora
Редактура: Елена Агафонова и Гвиддон Харвестон
[1] Имеются в виду три основы иудаизма: учение, богослужение и деятельная любовь.